Громов Михаил Михайлович

Герой Советского Союза
Громов Михаил Михайлович – лётчик-испытатель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).Родился 12 (24) февраля 1899 года в городе Тверь в семье служащего. Русский. Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, посёлке Лосиноостровский (ныне – в черте Москвы). В 1916-1917 годах учился в МВТУ, в 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ. С июня 1917 года в армии, находился в должности ученика-лётчика.В Красной Армии с 1918 года. В том же году окончил Центральную Московскую авиационную школу, воевал в разведывательном авиационном отряде на Восточном фронте.В 1920-1924 годах - лётчик-инструктор Московской авиационной школы, лётчик-испытатель научно-испытательного аэродрома, командир отряда Серпуховской военной школы стрельбы и бомбометания.В 1924-1930 годах – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС), в 1930-1941 годах – в ЦАГИ. Поднял в небо и провёл испытания многих известных самолётов – По-2, АНТ-9, ТБ-3, АНТ-25, Пе-8. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – А.И.Филин, штурман – И.Т.Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту – 12.411 км за 75 часов.За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №8.12-14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт (второй пилот - А.Б.Юмашев, штурман - С.А.Данилин) по маршруту Москва–Северный полюс–Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта.С марта по август 1941 года – начальник Лётно-исследовательского института. В августе - ноябре 1941 года находился в командировке в США, провёл большую работу по организации поставок в СССР боевых самолётов.Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 года - феврале 1942 года – командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт); командующий ВВС Калининского фронта (февраль-май 1942 года); командующий 3-й (май 1942 года - май 1943 года) и 1-й воздушными армиями (май 1943 года - июль 1944 года). В 1944-1946 годах – начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. Участвовал в наступлении советских войск под Москвой, в Ржевско-Сычевской, Великолукской, Демянской, Ржевско-Вяземской, Орловской, Смоленской, Белорусской наступательных операциях.В мае 1946 - мае 1949 годов – заместитель командующего Дальней авиацией. В мае 1949 - сентябре 1955 годов – начальник Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР (с оставлением в кадраз Вооружённых Сил). С сентября 1955 года – в запасе.В 1959-1961 годах – председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР. Жил в Москве. Скончался 22 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.Комбриг (22.02.1938); генерал-майор авиации (3.05.1942); генерал-лейтенант авиации (30.04.1943); генерал-полковник авиации (19.08.1944).Заслуженный лётчик СССР (1925), заслуженный мастер спорта СССР (1969), профессор (1937). Награждён 4 орденами Ленина (28.09.1934, 1945, 1969, 1984), орденом Октябрьской Революции (1979), 4 орденами Красного Знамени (1925, 1.09.1937, 1944, 1948), орденами Суворова 2-й степени (1943), Отечественной войны 1-й степени (1942), 3 орденами Красной Звезды (27.10.1932, 17.08.1933, 25.05.1936), медалями, иностранными наградами. Удостоен медали де Лаво (ФАИ) (1937).Его именем названа улица в Москве и площадь в городе Жуковский Московской области. На доме, где он жил в Москве, и на здании в городе Жуковский, в котором он работал, установлены мемориальные доски. Сочинения:Через всю жизнь. М., 1986;О лётной профессии. М., 1993;На земле и в небе. Жуковский, 1999;На земле и в небе. 2-е изд., доп. и испр. Москва, 2005.